Родительское собрание по теме: «Как уберечь наших детей от влияния улицы»
Приготовила и провела: Ивашкова Г.И.
Цель:
1) пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ;
2) показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков;
Участники: родители учащихся 8класса
I. Вступительное слово.
Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в юношей и девушек. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня мы бы хотели предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребенка от влияния улицы? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.
Ознакомление родителей с результатами опросов, связанных с курением, употреблением алкоголя и наркотиков учащимися класса.
II. Слово председателю комиссии по делам несовершеннолетних Сосниной Н.А
III. «Каким образом дети достают деньги на алкоголь и наркотики.
Вот наиболее частые методы, к которым прибегают подростки, чтобы достать деньги на «дозу». Зачастую родители не обращают на это внимания, безоговорочно доверяя своим детям, не задумываясь над тем, правдивы ли их любимые чада.
Воровство. Воровать в первую очередь начинают у родителей, а потом у всех подряд. Деньги стараются воровать из толстых па¬чек, чтобы это не было заметно. Самое удивительное, что очень часто родители действительно не замечают систематических про¬паж небольших денежных сумм.
Манипулирование. В эту группу объединяют простейшие фор¬мы поведения, направленные на то, чтобы выманить из родных и близких деньги, не прибегая к воровству.
«Шантаж» - выпрашивание денег под предлогом того, что случилось что-то страшное как с самим подростком, так и с его друзьями. Самый частый прием шантажа - рассказ о собственных долгах и угрозах для жизни, с ними связанных.
«Дипамомашина» - стратегия поведения направлена на то, что¬бы выпросить деньги с помощью невыполнимых обещаний. «Я бу¬ду каждый день убирать квартиру, но сегодня мне нужны деньги», «Я поздравлю бабушку с днем рождения, но мне нужно для этого
500 рублей». Родители, как правило, не контролируют выполнение обещаний. Их успокаивают слова-обещания сами по себе. Таким образом подростку проще всего добиться денег от родителя или знакомого противоположного пола. Папы легче верят обещаниям дочек, а мамы - сыновей.
«Игра на понижение». Тактика поведения, направленная на выпрашивание маленьких денежных сумм под предлогом необхо¬димой большой суммы. «Мама, дай 500 рублей, моей знакомой срочно надо купить лекарства... Ну не можешь дать 500, дай хотя бы 100 рублей». Мысль, что большую сумму отдавать не надо, приносит родителям и знакомым облегчение, и они легко расста¬ются с маленькой суммой.
«Разделяй и властвуй». Чаще всего истории, которые подрост¬ки рассказывают родителям с целью получить от них деньги, под¬разделяются на истории для пап и истории для мам. Польщенные «доверием» ребенка, мамы и папы ничего не рассказывают друг другу ни о «тайнах», ни о выданных ребенку деньгах.
IV. Просмотр фильма «Молчать об этом преступление» (об аптечной наркомании).
V. Деловая игра «Развей мифы о наркотиках».
Родителям в группах предлагается опровергнуть расхожие мифы о наркотиках.
Миф 1. Употребление наркотиков не болезнь, а баловство, дурная привычка.
Вариант ответа родителей: Точно известно, что даже после упо¬требления наркотиков один раз может наступить болезненная зави¬симость. Какое уж тут баловство.
Миф 2. Наркомания излечима.
Вариант ответа родителей: Это заблуждение. Сын моей зна¬комой, казалось бы, излечился, но однажды его неодолимо по¬тянуло снова, и он решил принять. Лишь разочек. IИ кошмар для всей семьи продолжился.
Миф 3. Наркотиком могут поделиться просто так, по добро¬те душевной.
Вариант ответа: Известно, что наркотики стоят дорого. Бес¬платный наркотик — это бесплатный сыр в мышеловке. Попробу¬ешь один раз, и мышеловка захлопнется, а торговец получит еще одного клиента.
Миф 4. Ощущения настолько приятны, что стоит рискнуть.
Вариант ответа: Эйфория длится 3-5ми. А остальные 1 — 3 часа сопровождаются бредом и галлюцинациями. Иногда вместо удовлетворения наступает состояние внезапного страха.
VI. Блиц-интервью с залом (педагог-психолог)
1. Как Вы считаете, почему подростки пьют?
2. Сформулируйте семейный секрет, позволяющий Вам воспи¬тывать ребенка трезвенником?
3. Разделяете ли Вы широко распространенную точку трения о том, что лучше пусть ребенок выпьет и семье, чем в «подворотне»?
4. Представьте себе ситуацию, что Ваш ребенок пришел домой нетрезвым. Ваши действия?
VII. Мозговой штурм «Альтернатива» (педагог-психолог)
Родителям в группах предлагается определить альтернативы употреблению наркотиков и алкоголя для подростков.
(общение с друзьями, спорт, дискотека, хобби, помощь специалистов, доверительные и теплые отношения в семье)
VIII. Анкетирование родителей «Уровень благополучия в семья» (педагог-психолог)
Родителям предлагается небольшая анкета, которая поможет им понять, можно ли считать их отношения с детьми благополучными или необходимо что-то срочно изменить; чтобы избежать беды.
Допустимые ответы: «да», нет», «отчасти», «иногда»
За каждое «да» - 2 балла.
«Отчасти», «иногда» - 1 балл.
«Нет» - 0 баллов.
1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по лич¬ным делам»?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?
7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними на «детских празд¬никах», или предпочитают проводить их без взрослых?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
11. Обсуждаются ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?
12. Бываете ли вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, ходите ли в туристические походы?
14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать бла¬гополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетво¬рительные, но недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает, необхо¬димо принимать срочные меры для их увеличения.
IX. Решение родительского собрания.
В решении родительского собрания принципы поддержки подростка:
- терпение;
- внимание;
- тактичность и деликатность;
- точное использование слова как важного инструмента в отношениях;
- умение поставить себя на место ребенка;
- гибкая система контроля, не довлеющая над сознанием подростка, а поддерживающая его;
- ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде курения, алкоголя и наркотиков.
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Признаки пристрастия ребенка к наркотикам:
1. Резкая смена друзей.
2. Резкое ухудшение поведения.
3. Изменение пищевых привычек.
4. Случаи забывчивости, бессвязная речь.
5. Резкие перемены настроения.
6. Полная утрата прежних интересов.
7. Внезапное нарушение координации движений.
8. Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.
9. На фоне полного здоровья — расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.
Доводы, которые помогут устоять перед предложением попробовать наркотик
1. Почему, с какой целью предлагают бесплатно дорогое вещество, которое можно достать только за большие деньги или выменять на вещи?
2. Употребляет ли сам предлагающий наркотические вещества или только угощает других?
3. Если он сам не употребляет, то почему предлагает другим, если же сам их употребляет, то способен ли без них обходиться? Если утверждает, что способен, то как он это докажет?
4. Если это безвредно, попробуй при мне.
Как помочь ребенку сказать «Нет» алкоголю и наркотикам
1. Будьте образцом. Дети видят наш пример. Они запомнят все, что вы делаете или го¬ворите, и им кажется, что это хорошо и для них! Не выпивай¬те в присутствии детей. Показывайте собствен¬ным примером, что есть и другие способы для отдыха и веселья.
2. Общение. Регулярно говорите с вашими детьми об алкоголе, наркотиках как об одежде, спорте, школе. Дайте понять своим детям, что они могут обсуждать с вами любые вопросы.
Учитесь внимательно слушать своих детей. Если ребенок го¬ворит вам: «Отец Саши разрешил попробовать ему пиво», то он хочет угадать ваше отношение к этому. Не унижайте ребенка, говоря ему: «Это самое глупое, что я когда-нибудь слышал». Вместо этого спросите: «А что сделал бы ты, если бы Сашин отец предложил пиво тебе?» Поступая так, вы даете возможность го¬ворить с вами открыто.
Следите за своими словами. Вы будете лучше услышаны своим ребенком, если не будете давать слишком много советов или крити¬ковать. Дети не любят поучительного гона, чтения нотаций.
3. Ценности. Объясните своему ребенку, «Что такое хорошо и что такое пло¬хо». Это даст ему уверенность, когда придется принимать решение самому и поможет устоять против давления друзей.
Учите детей доверять своему здравому смыслу, уважать своих родителей и быть уверенным в себе и вне семьи. Дайте им ценности, которые помогут им в любом возрасте.
4. Правила. Сделайте четкими ваши семейные правила. Поясните детям, что им не разрешено пить спиртное, употреблять наркотики и почему. Пусть они узнают, что это незаконно и опасно для здоровья и жизни.
5. Похвала. Хвалите своих детей за усилия над собой, а не только за их успехи. Пусть дети знают, что вы поддерживаете их старание. Говорите своим детям, что они значат для нас. Детям необходимо это чувствовать, и они должны об этом слышать от вас.
6. Поддержка. Детские старания непостоянны. Помогите своему ребенку найти занятие, от которого бы он получал удовольствие.
7. Разделение обязанностей. Вам нужна помощь по дому? Скажите об этом ребенку. Это даст ему почувствовать себя необходимым и нужным. Ребенок будет знать, что он вносит вклад в общее дело.
8. Доверие. Пусть наш ребенок знает, что вы верите в его способность отказаться от алкоголя или наркотиков.
|