Классный час «Берегите Землю, берегите!»
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша. А.П.Чехов.
Цель: воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.
Все мы с вами живем на прекраснейшей планете Земля. Наша планета – Земля – неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. (Презентация слайд-шоу «Берегите Землю, берегите»). Мы речь свою вам поведем о том, Что вся Земля – наш общий дом, Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь, Что мы наш дом должны сберечь. Давайте же докажем, что не зря На нас надеется Земля.
У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи, океаны, моря и реки. И вентилятор у нас тоже один на всех – ветер-ветрило. Нам кажется, что Земля наша огромна и необъятна. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа можно облететь на космическом корабле. Так что нам надо хорошо знать, любить и беречь дом, в котором мы живем. - А сейчас отгадайте загадку и скажите, о чем у нас пойдет речь? Выше леса, выше гор Расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной. То он серый, то он синий, То он ярко-голубой. (Небо).
Ведущий: Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. К сожалению, люди не всегда заботятся об этом. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. Ученые работают над этой проблемой. - А что же мы можем сделать, чтобы воздух стал чище? (Садить деревья). - Хорошо очищают воздух растения. Они задерживают своими листьями пыль и сажу. Растения выделяют кислород. Вот почему так легко дышится там, где много зелени. Загадка: Что в решете не унесешь? Что в руках не удержать? (Вода). - Вода нужна всем, без нее не могут жить люди, растения, животные.
Не умыться, не напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода.
- Если бы не было воды, не было бы ничего живого. Вот почему так важно беречь воду. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы наполнить 10 тысяч товарных поездов! Даже, казалось бы, в чистых льдах Арктики нашли частички стирального порошка.
Около одной реки Разместились рыбаки Удочки забросив в воду. Все глядят на поплавки. - Посмотри, - кричит рыбак, Выдернув удилище, - На крючке висит башмак, Рваное страшилище. Час идет, другой идет, Только рыба не клюет. И у бедных рыбаков Ни ершей, ни окуньков. А на всех один башмак Вот так!
Все бросают люди в реку: Банки, тряпки и стекло. Вы прикиньте, сколько грязи В наши реки натекло!
- Ребят, чтобы сберечь воду, что нам необходимо делать? (Экономить воду, заботиться о чистоте водоемов, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины). - Какие реки нам нужно беречь в нашем районе? (Это реки Тогул, Уксунай, Чумыш).
Символ жизни на земле – вода! Экономь ее и береги! Мы ведь на планете не одни.
Берегите воду, как и всю природу. Только чистая вода Будет другом нам всегда!
- Можете ли вы представить нашу Землю без деревьев, кустов, цветов? Наши леса – без голосистых птиц, зверей? Наши поля – без полосатых пчел, стрекоз, бабочек? Из-за того, что лесов становится все меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда и просто так, ради развлечения. Многие растения и животные стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. - Почему красная? (Ответы детей). Показ Красных книг.
Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты – Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты. - Растения, которые занесены в Красную книгу, растут и есть в нашем районе: (на слайдах) 1. Ирис (касатик или кукушкины слезки). 2. Пион степной (Марьин корень). 3. Кандык сибирский. 4. Сон-трава. 5. Ромашка полевая. 6. Лилия кудрявая (саранка). 7. Купальница (огоньки). 8. Кувшинка белая. 9. Кубышка желтая. 10. Ветреница (подснежник). 11. Волчье лыко. 12. Ландыш.
На территории нашего района в 1975 году организован на площади 65 тысяч га Тогульский заказник, основной задачей которого является увеличение численности животных и охрана их от уничтожения. В результате выделения заказника увеличилось число бобровых поселений. Появилась, не жившая здесь ранее выдра и норка. Увеличилось количество копытных животных, в основном, лося. Возросла численность птиц. Здесь ведется учет животных и их подкормка. (Показ заказника на карте Алтайского края). - Что мы можем сделать, чтобы сохранить животный мир нашего района, нашего села? (Не ловить ни каких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд, не разорять муравейников, не уничтожать никаких насекомых). В природе все взаимосвязано.
Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй. Только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь, Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай Мусор с травки убирать! Зря цветы не надо рвать! Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! (Н.Рыжкова. Лесные правила).
У реки, в лесу и в поле Можно время провести, Только так, чтобы природе Нам урон не нанести! Только так, чтоб на поляне, Где зеленая трава, Вдруг не выросла бы свалка Из бумаги и стекла, Чтоб в реке не мусор плавал, А карась, налим, сазан, Чтоб никто природу нашу Никогда не обижал!
Я рожден в Тогульском районе Это – Родина моя, Здесь красивая природа, Благодатная земля!
Тогул – село моё родное, Сопка есть гора: Любим мы Дунькину рощу И реку Уксунай.
Все то, что есть на Тогульской земле – Ручьи и реки, и тайга, и горы, И степи, и бескрайние просторы. Мой край родной, мой Тогульский район, Привязан я к тебе навеки.
Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту. (Песня о родном крае с видео о Тогульском районе.) Чтение эпиграфа А.П.Чехова. --Как вы понимаете слова Чехова? (слайд42) (Ответы детей.)
Викторина. Послушайте жалобы, представителей животного мира и постарайтесь угадать, кто это говорит? На земном шаре, пожалуй, нет такого существа, о котором рассказывают столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится людям, что мы ни на обычных зверей, ни на птиц не похожи. (Летучая мышь). Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, на наше горе, тоже относимся к «нелюбимым» человеком существам, к «противным». И нет никому дела, что мы сохраняет сады, уничтожая в нем вредных насекомых. (Жаба). Меня человек считает почему-то предвестницей несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим огромную, уничтожая грызунов. Сколько уже моих пернатых собратьев уничтожено! (Сова). А я жалею, что родилась красавицей. Птицы меня не трогают, увидев яркие пятна на моих крыльях, знают, что я не съедобная и могу испугать шипением. А человеку все нипочем! Ловят меня и ловят! А ведь с каждым годом нас становится все меньше. (Бабочка аполлон).
Назовите место, где живут волки. (Логово). То, что растёт на голове у некоторых животных. (Рога). Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка). Как в народе называют лося? (Сохатый). Другое название лесной свиньи? (Кабан). Звериное лицо? (Морда). Посреди пруда на островках устраивают они себе жилища из сучьев и веток. Там они и живут. Едят кору деревьев, а сучья и куски дерева на стройку жилья тащат. (Бобр).
«Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - Хвойный, - последовал ответ. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы. - Вы за природу не прячьтесь! За гибель леса будете отвечать вы…» Что за хвойные деревья росли в этом лесу? (Лиственница). Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота). Полезно ли выжигать весной сухую траву на полях, лугах, склонах дорог? (Этого делать нельзя ни в коем случае! Огонь уничтожает не только траву, но вместе с ней сгорают проснувшиеся муравьи, полезные букашки, паучки. Ветер может помочь пламени, оно перекинется с травы на лес и погубит его!). Кто путешествует по воздуху на нитке? (Молодые пауки-бокоходы, пауки-волки, пауки-тенетлики. На конце паутиной нити – чуть заметный глазу паучок. Он может улететь на паутине за десятки км. Молодые паучки расселяются на новые места). Что теряет лось каждую зиму? (Рога. Но к лету опять отрастают) Вы увидели гнездо птицы, как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.) Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя их уносить домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома его трудно прокормить, выпущенный на волю, он погибнет.) Почему к весеннему шмелю нужно относится особенно бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство). Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет). На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой). Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама). Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветов и листьев – хорошее средство от кашля). Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник). Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Подорожник). Назвать растения, занесенные в Красную книгу, которые растут в Тогульском районе. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква). Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец). У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см). Ниток много-много, А в клубок не смотает, Одежду себе не шьет, А ткань всегда ткёт. (Паук и паутина). Родился в воде, живет на земле? (Лягушка). Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые? (Крапива). Какая птица в нашей стране летает быстрее всех? (Стриж). Насекомое, способное поднимать вес, больше собственного? (Муравей). Из неё выводятся головастики… (Икра). В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух). Чем питается жаба зимой? (Ничем. Она спит). Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина). Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока). Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову). Какое дерево, по праву, считается символом России? (Береза). Самый чистоплотный зверек? (Барсук). Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь). Чем питаются самки и самцы комаров? (Самец – у него хоботок слабый, он не может проколоть кожу человека или животного. Поэтому они питаются сладким нектаром цветов и соком растений). Итог. -Ребята, если мы уже сейчас будем не только знать, но и выполнять правила поведения в природе, окружающий нас мир природы станет богаче. Ведь бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет. Берегите нашу прекрасную Землю!
|