Вся воспитательная работа строилась на основе принципов, соответствующих теме, над которой работает школа: «Формирование гуманистического подхода в совершенствовании учебно-воспитательного процесса». Школа работает по программе воспитания, цель которой - обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях, упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности и личности, её самоопределению человека- гражданина, семьянина-родителя, специалиста- профессионала. Основными принципами организации воспитания стали: - обшедидактические (активность, сознательность, преемственность, последовательность); - концептуальные принципы (демократизация, гуманизация), - организация воспитания со стороны субъектов воспитания к включению в этот процесс Основными направлениями воспитания стали: - духовно-нравственное: - гражданско-патриотическое; - художественно-эстетическое; - воспитание культуры здоровья; - семейное воспитание. Обращаясь к анализу воспитывающей деятельности педагогического коллектива в истекшем году, мы имеем в виду процесс воспитания, как целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами, поведением, как специально организованное педагогическое воздействие на личность с целью формирования значимых социальных свойств и качеств этой личности, осуществляемые во вне учебной деятельности педагогическим коллективом, в первую очередь, классными руководителями. Воспитательная работа заключается в педагогической целесообразности организации жизни детей. Вот почему от классного руководителя требуется план воспитательной работы с классным коллективом, составленный с конкретными личностями учеников, с конкретными заданиями, которые ставит перед собой воспитатель. Планы классных руководителей в этом поду отличались наличием диагностики класса, грамотно поставленные задачи, хорошо сделанный анализ работы за прошедший год, характеристика классного коллектива уже говорят о том, что классный руководитель работает творчески (Дегтярева В.И.. Ивашкова Г.И.. Питкевич Л.П., Лапина Т.И.. Подольская Т.А.) Но вместе с тем необходимо отметить, что не всегда поставлены даты проведения мероприятия, ответственные за проведение мероприятий. Не всегда вовремя составляется план воспитательной работы (начало учебных четвертей). Учитывая эти обстоятельства, важность неформального, а педагогически обоснованного планирования, отсутствие четкости, предлагаю следующее: 1. Планирование работы с классом на четверть не позднее 10,09, а последующих четвертях не позднее 2-х дней с начала четверти. Большую возможность для изучения личности ученика представляет классный час, что стараются всегда использовать классные руководители. Целенаправленное проведение классных часов, по крайней мере, их наличие, регулярности их проведения прослеживается не во всех классах (наличие загруженности учащихся, наличие большою количества уроков вдень и т. д.), оценить качество проведения классных часов не предоставляется возможным, ученики при анкетировании их не называют. Не всегда выполняется программа по правилам дорожного движения. ОБЖ, фактически только запись в журнале. В этом учебном году недостаточно работали классные руководители. Для решения этой проблемы предлагаю: планирование тематических классных часов (хотя бы раз в месяц), беседы, направленные на формирование навыков здоровою образа жизни. Выделить для каждого класса один час общения с классом, проведение классных часов, фиксированных в расписании. Проблема полового воспитания, ориентиры воспитательной работы, как создать условия для развития личности каждою ребенка - стали ключевыми на совещаниях при директоре, педсоветах. Составлена программа «Здоровый образ жизни», соревнования, внеклассные спортивные мероприятия планируются в соответствии с программой. Однако необходимо в соответствии с программой организовать подвижные перемены, проведение физкультминуток в начальных и средних классах. Несмотря на то, что воспитательная работа осложнена различными процессами, происходящими в обществе, педагогический коллектив старается сделать жизнь ярче, содержательнее, стремился помочь ученикам развивать свои дарования, удовлетворить различные потребности. Принцип ключевых дел продолжает оставаться удобным в условиях школы. При планировании классным руководителям необходимо обратить внимание на структуру плана воспитательной работы: - уделять внимание диагностике, результаты которой должны быть помещены в плане воспитательной работы; - в плане должно быть (анализ воспитательной работы, характеристика класса, задачи воспитательной работы, которые должны быть реальными). Воспитательная работа планировалась по возрастам. Интересными, познавательными, хорошо подготовленными, имеющими хороший воспитательный потенциал прошли общешкольные мероприятия: 65-летие Победы,Учитель года. Дятчнна О.Е. стала победителем районного конкурса «Учитель года». В начальных классах проходил конкурс «Ученик года». Победитель Кречетов Миша (учитель Похожалова З.В.). Мероприятия стремились проводить так, чтобы они воспитывали чувство коллективизма, принадлежности к коллективу, понимание роли ребенка в жизни, сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, готовность сознательно выполнить Устав школы. Четкость планирования, учет возрастных особенностей при планировании мероприятий позволили вовлечь практически всех учащихся. Итоги проведенных мероприятий подводились на школьной линейке, на классных часах. Хороших результатов добиваются спортсмены школы пол руководством Боевой А. И., занимают призовые места, неоднократно отмечались грамотами. Много грамот в копилку положили спортсмены школы. Лучшими спортсменами школы являются: Ворстер Олеся, Бунина Алина, Куртов Влад. Жизнь школы невозможна без органов самоуправления. В школе работает детская организация «Союз республик «Содружество»» Высшим органом самоуправления является Совет Министров, их у нас 7. Каждое министерство имеет свои обязанности. Во главе - Президент. Однако, в этом году самоуправление работало недостаточно Большая работа ведется с родителями (классные часы, родительские собрания, поездки, походы, встречи). Родители активные участники спортивных праздников «Папа. мама, я - спортивная семья» Работали творческие объединения: «Музыка вокруг нас». «Акварельки», «Память», «Веселый английский», «Очумелые ручки», «Фантазия», «В мире математики», «Умелые руки», «Живи, школа», «Люби и знай родной Алтай» Во внеурочной деятельности и вне школы занято 125 детей. Многие дети занимаются в кружках Дома творчества. При проведении работы кружков выяснилось, что приложили огромное усилие, творчество, выдумку для проведения выставки Буткеева Н.В.,Титова Г.С., Исаева Н.Л.. Питкевич Л.П. Несмотря на то, что кружковая работа дает определенные результаты, необходимо обратить внимание на своевременность проведения занятий, на ведение документации. Вместе с тем. что ведется повседневная воспитательная работа классными руководителями, социальная работа (вопросы питания, посещение квартир неблагополучных семей) необходимо обратить внимание на: - активизацию деятельности органов самоуправления в классах, школы; - вести индивидуальную работу с родителями, опираясь па дифференцированный подход, - постоянно вести работу по сохранности библиотечного фонда В школе opганизовано дежурство классов, но необходимо продумать отчет по дежурству на школьной линейке. Продумать систему дежурства по школе, вести экран дежурства. Перед современной школой стоят новые цели развитие творческих способностей, самостоятельности и инициативы, стремление ребенка к самореализации. Один из путей достижения этой цели - организация индивидуального образования, воспитание в школе, непрерывный, целенаправленный и систематический процесс воздействия учителя на ученика не только во время учебы, но и вне урока Мероприятия, проводимые учителем совместно с учениками, способствует формированию интеллектуального, эстетического и физического потенциалов школьников. Каждый классный руководитель нашей школы использует элементы личностно - ориентированного подхода в воспитательном процессе. - наблюдается разнообразие тематики классных часов ( по культуре поведения, народной культуре, здоровью, спорту, краеведению, экологии, военно-патриотическому, профориентации, встречи, работа с библиотекой, но борьбе с терроризмом и т.д) Примеры: - проводятся дифференцированные классные часы для мальчиков и девочек; - целевые установки связаны, прежде всего, с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуальности, направлены на стимулирование процессов самопознания и саморазвития, совместно с учащимися и родителями( если это необходимо), определяют тему и содержание классною часа Во время проведения мероприятий создаются комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности, способствующая самопроявлению и самовыражению учащихся. При подготовке классных часов классный руководитель опирается на активность, интересы и знания учащихся. Темы классных часов планируются на основе общешкольного плана, основных направлений работы школы па каждую четверть, месяц, своеобразия характеров и интересов самих детей, уровня их развития. Один раз в месяц проводятся тематические классные часы. Опытные классные руководители знают, что порой воспитывает не только сам «час», сколько подготовка к нему. Формы, методы и приемы самые различные:»Брсйн-ринги», КВН, заседания «круглого» стола, совместная работа с родителями, тесная связь с музеем, конкурсы и т. д., существенную роль в этом играет и метод проектов форма образования, приближенная к практике и предполагающая активную на исследовательскую и творческую деятельность, которая направлена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи, реализующей личностно-деятельный подход в обучении. Качество критерия оценки результативности работы выступает личностное значение усваиваемой информации, комфортность, активность учеников. При подготовке и проведении классного часа лично-ориентированной направленности учитель придерживается технологической цепочки т.е. последовательно выполняемых действий при планировании выбора целевого компонента, содержание форм и места проведения. Формы взаимодействия (создается инициативная группа, совет дела. творческая группа), определяется индивидуальная или групповая деятельность, составление сценарного плана, создается для членов коллектива возможные ситуации для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Велика роль в реализации потребностей и интересов детей, осуществления личностно- ориентированного подхода к ребенку и дополнительного образования. Наши дети занимаются в Доме творчества, музыкальной школе, в кружках и секциях школьных и клубных. Нина Владимировна Бугкеева умело поставила работу в кружке «Умелые руки», учит детей вязать, шить, конструировать, детские индивидуальные работы на творческих выставках и всегда вызывают восхищение. Плотникова Елена Валерьевна руководит в грyппe кратковременного пребывания творческого объединения «Акварельки». Организует выставку индивидуальных творческих работ. Форма работы индивидуальная и групповая деятельность-коллаж. Результат налицо, дети участвуют в творческих выставках района, края, зональных выставках. На кружке «Память», которым руководит Питкевич Л.П. накапливаются практические навыки у учащихся по сбору местного краеведческого материала, выявляются семейные реликвии, текстовые и документальные материалы. Результат работы - пишется история семьи на фоне истории страны. Оформлен отчет по работе кружка в виде альбома. Совместная деятельность учитель, члены кружка и их родители. Предложение: весь систематизированный материал - стартовая возможность для создания музея в школе. Творческое объединение «Музыка вокруг нас» дети посещают с желанием (руководитель Штыканова Т А.). Отчет о работе кружка - фестиваль патриотической песни «Песня великого подвига». Творческий подход к работе позволяет Тамаре Александровне найти талант у каждого ребенка, воспитать у них веру в свой успех и ненавязчиво, исподволь воспитывать учеников. Таким образом, каждый педагог нашей школы старается «не лепить» из ученика некий образ идеального человека, а создает условия для саморазвития, самовоспитания и самореализации растущего человека. Дети группы риска посещают кружки, принимают участие в трудовых десантах, проведении классных часов, общешкольных мероприятиях. Исходя из всей проделанной работы, которую ведут классные руководители, есть вопросы, которым следует уделить внимание. - вести постоянную работу по предупреждению правонарушений трудными детьми, - уделить внимание здоровьесберегаюшим мероприятиям; - на создание программы «Университета родителей», изучение запросов родителей, - качественное проведение внеклассных мероприятий с использованием мультимедийных средств. В 2009-2010 учебном году были проведены следующие мероприятия: 1. Акция «Ветеран живет рядом» - шефская помощь-участникам ВОВ и их семьям, проживающих на территории, прилегающей к школе в теч. г. - кл.рук-ли 2. Проведен месячник пожилых людей, с этой целью проведены встречи, классные часы, оформлены поздравительные открытки, приготовлены презентации. - концерт для родительского собрания. - концерт для учителей, - концерт в ДК для пожилых людей. - октябрь - ноябрь 3. День защитников Отечества февраль, кл.рук., Боева А.И. - спортивные соревнования, - «А ну-ка, парни» - вечер для 7-9-х классов - Боева А.И.. Плотникова Е.В. - «Папа, мама, я спортивная семья» - Боева А.И , кл.рук. - «парад войск в начальной школе» - учителя нач. классов. - беседы по классам; - защита презентаций под руководством Питкевич Л.П.; - урок мужества «Верные сыны Отечества» (Афганистан) (ко дню героя Отечества )- Евгений Буйнов; - «Горящий след Чечни» (просмотр фильма «Грозовые ворота» - декабрь 2009 г Штыканова Т. А) - Цикл бесед «Гордые символы России» - нач школа. Жуйкова Л.М. - Выставка в библиотеке «Основной закон»; - работа кружка «Память» (презентация) связь с музеем, районной библиотекой; - подготовка концерта посвященного 65-ой годовщине ВОВ — апрель; - организованы встречи с ветеранами ВОВ - декабрь-май; - «Песня в солдатской шинели» - презентация - февраль, - выставка художественного творчества детей «Я горжусь, что родился в России, и я помню заветы отцов» - выставка фотографий военных лет. - апрель; - выставка рисунков «Поклонимся великим тем годам» - Плотникова Е. В. - конкурс сочинений 8-9 кл. «В судьбе России - моя судьба» - февраль. Дегтярева В.И. - районный тур по волейболу памяти погибших в горячих точках февраль 2010 г.; - первенство района по стрелковой подготовке команд школ района- март, - спартакиада школьников и учащейся молодежи «Отчизны верные сыны» - апрель-май. Районные соревнования по легкой атлетике памяти П.Круглова. братьев Шутаковых - май, Боева А.И - организация и проведение конкурсов и фестивалей, посвященных 65-летию победы в ВОВ апрель; - уроки мужества по классам, общешкольный урок мужества — май, кл. рук-ли. Плотникова Е.В.
|