АНАЛИЗ методической работы за 2009-2010 учебный год
В 2009-2010 учебном году методическая работа была направлена на реализацию гуманистического принципа в совершенствовании обучения и воспитания учащихся, и своей целью считала решение таких проблем, как организация оптимальною учебно - вспомогательного процесса на базе личностно-ориентированного подхода, постоянное совершенствование навыков самообразовательной работы учителя, повышение уровня дидактической подготовки, научно-методическое обеспечение мероприятий с учетом уровни развития и потребностей обучающихся, дальнейшее совершенствование творческой работы педагогов, роста профессионального мастерства, повышение престижа учительского труда, распространение лучшего педагогического опыта. Решая проблемы, педагогический коллектив стремился направить свою работу на формирование ОУУН учащихся через сотрудничество учителя и учащихся в реализации гуманистического принципа, выражающего в создании условия для развития личности. В школе работали 4 микрогруппы: 1. МО «Родничок»- Похожалова З.В. (начальные классы); 1 МО «Гуманист» - Лапина Т.И. ( русский яз.. английский яз., история). 3. МО «Мыслитель» _ Ивашкова Г.И. ( математика, биология, география, трудовое обучение, изо). 4. МО «Удача» - классные руководители (Питкевич Л.П.). Задача ШМО «Гуманист» состоит в совершенствовании творческого потенциала учителя, распространении опыта педагогов через ШМО. Цель ШМО «Мыслитель» - способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся, совершенствуя дифференцируемые формы обучения, стремиться к созданию условия для развития творческих способностей учащихся. Целью ШМО «Родничок» стало совершенствование творческого потенциала учителя, обобщение и pacпpocтранение педагогического опыта. Каждый педагог продолжает развитие своего творческого потенциала работая над индивидуальными темами по самообразованию, которые имеют практический выход и отражают идеи общешкольной темы «Формирование гуманистическою подхода в совершенствовании учебно- воспитательного процесса» Выход темы через урок и доклад, самообобщение собственного опыта, используя ИКТ. Работа во всех микрогруппах велась целенаправленно, подчинялась единой методической теме, над которой работает школа. Проведены открытые уроки, внеклассные мероприятия. Каждое мероприятие продумано, проведено н нетрадициоштой форме, каждое из них - творческий поиск учителя, направленный на развитие творческою потенциала учащихся, активизацию познавательной активности. Это уроки поиска, творчества, уроки сотрудничества. Отрадно отметитъ то, что открытые уроки проведены с использованием ИКТ. Учащиеся старших классов под руководством С.И.Танкова и учителей-предметников (Питкевич Л.Н., Ивашкова ГЛ, Фокина В.П.) готовили проекты по определенным темам, защищали их, что способствовало активизации деятельности учащихся, повышению их мотивационной сферы деятельности (математика 2 кл.. русский.язык 3 кл., русский язык 4 кл., физкультура 2 кл., английский язык 3 кл, физика 8.кл., математика 8 кл, история 5 кл.) Однако не каждым жителем используется интерактивная доска, компьютер. Эта задача каждого педагога остается первоочередной задачей Целыо работы МО «Удача» состоит в совершенствовании форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей, учителей-предметников. Каждое из проведенных мероприятий не оставило равнодушными никого из учащихся. Умелое руководство мероприятием, творческое отношение к его подготовке способствовало формированию гуманно-личностных отношений между учителем и учеником. Проведены внеклассные мероприятия; - Праздник «Осени» Фокина В.П - неделя математики Ивашкова Г.И. - неделя истории - Питкевич Л.П - неделя социально-психологической службы- Дятчина О.Е. - праздник «Арбузник» (начальные классы) Плотпикова Е.В. - классный час в 6-ом классе «Не стареет ваша красота») - Лапина Т И - фестиваль патриотической песни «Песни великого подвига» - Штыканова Т.А. - «Берегите землю, берегите!» - Подольская Т А. Неделя истории (Питкевич Л.П.). Творчество, выдумка, умелое руководство учащимися, взаимоуважение и сотрудничество с учителями школы позволило учителю реализовать поставленные цели, активизировать учащихся, стремление развить у учащихся познавательный интерес. Аксенова Вика под руководством учителя приняла участие в краевом конкурсе «Будущее России» с работой «Нам выбирать будущее» - 3-е место, отмечена дипломом Любовь Петровна, также отмечена дипломом участницы краевого конкурса «Учителями славится Россия», конкурсная работа «Учителя на фронте и в тылу». Районный конкурс к 65-летию Победы презентация- «Учителя на фронте и в тылу» (учащиеся Иушина Татьяна, Шебалина Ирина отмечены дипломами) По русскому языку 5-й класс - 6 человек письменная paбота на тему. Исследовательский метод учителем использован при проведении гос.аттестации учащихся 9 чел. 1. Развитие предпринимательства в Тогульском районе 2. Дети войны. 3. Учительство школы в годы войны. 4. Памятники и памятные места Тогульского района. 5. Г.К.Жуков. 6. Распад Советского Союза и образование России. 7. А.В. Суворов, и др. Весь материал систематизирован у учителя и представлен в портфолио. Насыщена мероприятиями неделя математики (учитель Ивашкова Г.И.). Четкость планирования, желание учашихся принять участие в работе позволили рассмотреть вопросы внепрограммного материала (конкурс презентаций, конкурс газет. КВН. вечер для старших классов, каждое мероприятие целенаправленно, подведен итог в виде молнии. Дух соревнования активизировал учащихся, материал систематизирован, выставлен на сайт и представлен в портфолио (диск). Под руководством Галины Ивановны учащиеся приняли участие в конкурсе «Математический чемпионат». Участие приняли 9 человек (7-9 классы) - краевой конкурс «Кенгуру выпускникам»- 17 чел. - 8 класс приняли участие в конкурсе «Алтайская правда» «Умники и умницы». 4 человека отмечены призами. - Районный конкурс фотографий «Мой любимый учитель».. В школе организовано взаимопосещение уроков. Активно посещали уроки у своих коллег Ивашкова Г.И., Похожалова З.В., Питкевич Л.П. Предметные недели, внеклассные мероприятия, открытые уроки, проводимые учителями были направлены на создание оптимальных условий для развития ценностно-творческого и интеллектуально-познавательного потенциала учащихся. Все уроки и внеклассные мероприятия проведены на высоком методическом уровне с использованием элементов новизны, интересны по содержанию. Различные формы проведения уроков, актуальность выбранных тем. интересные методические находки, идеи оптимизации носят системный, целостный характер, постоянно обогащенный на основе исследований и практического опыта Работая над проблемой «Формирование гуманистического подхода в совершенствовании учебно-воспитательною процесса» решались следующие задачи: - изучение и внедрение элементов новых методик ( компьютерные технологам Ивашкова Г.И., Питкевич Л.П., Танков С.И., Лапина Т.И., Штыканова Т. А., Похожалова З.В., Подольская Т.А. - внедрялись приемы дифференцированного обучения; - совершенствовалось педагогическое мастерство учителей; - развитие учащихся с учетом их возрастных, физиологических, психологических и интеллектуальных особенностей; - создание в школе здоровьесберегающей среды. Формы мелодической работы разнообразны по содержанию: 1.Тематические педсоветы; 2. Работа учителей над темами по самообразованию; 3 Открытые уроки, их анализ; 4. Индивидуальные беседы по организации и проведению открытого урока; 5. Организация и контроль курсовой подготовки учителей; 6. Аттестация педагогических работников; 7. Самообобщение опыта учителей по традициям школы. В этом учебном году разработаны и внедрены 2 элективных курса 9-й класс компьютерные презентации, технология (мальчики). Различная тематика элективных курсов позволяет решать важнейшее: - образовательные и воспитательные задачи; - развивать творчество учащихся, - принимать самостоятельные решения. Открытые уроки, проведенные в школе, позволили увидеть, что на уроках используются технологии: - проблемного обучения ( Фокина В.П., Ивашкова Г .И.,Танков С И .,Титова Г.С., Лапина Т.Н.; - дифференцированного обучения (Ивашкова Г.И., Похожалова З.В.) - ненасильственного обучения: - рефлексивного обучения; - метод проектов, - создание презентаций детьми. Все ЭТИ технологии дают возможность решать одну из важнейших проблем, стоящих перед современной школой, здоровьесбережение учащихся. В этом году учащиеся нашей школы (24 человека) приняли участие в конкурсе «Русский медвежонок» по русскому языку. Каждый из них получил сертификат за участие. В «Кенгуру» участвовало 63 человека. Проведен конкурс сочинений «Я горжусь, что родился в Россию) - Дегтярева В.И. В этом учебном голу 2 человек прошли аттестацию. 1 чел на подтверждение 1-ой квалификационной категории - Лапина Т.И., на присвоение 1-ой категории -Плотникова П В. Провели самообобщение опыта но теме «Воспитательный потенциал школьных традиций». Дятчина О.Е. приняла участие в районном конкурсе «Учитель года - 2010 г». Стала ею победителем, приняла участие в краевом семинаре, посвященному Титову С., провела мастер-класс «В мире эмоции». Повсем предметам проведены олимпиады, итоги подведены на линейке. А.И.Образцова постоянный участник спортивных соревнований районного, краевого уровня, неоднократный их призер. Учителя школы приняли участие в лыжных соревнованиях, соревнованиях по волейболу, биатлону. Большое внимание учителями уделяется организации повторения на различных этапах урока, начиная систематического планирования, поурочных планов, внедрение элементов развивающего обучения, разработке различных форм уроков (урок-игра,КВН, путешествие, праздник, конференция и т.д.) что способствует активизации деятельности учащихся, вовлечение их в учебный процесс. Уделяет внимание трудным детям, имеющим справки ПМПK, т.е. задания дифференцируются, ведётся работа по индивидуализации обучения (тестирование, карточки, задания с выбором ответа, разноуровневые контрольные и самостоятельные работы). Проводятся физкультминутки в начальных классах, делались попытки проводить их и средних классах. В соответствии с темой школы ведется накопление дидактического материала. Учащиеся школы принимают участие в районных предметных олимпиадах, районном конкурсе «Ученик года» (Аксенова Вика), но процент участия очень мал, поэтому необходимо вести работу по решению нестандартных задач, привлечение материала выше программного, стремиться уделять больше внимания одаренным детям, тестированию. Ведется работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей (работа ШМО, методсовета, МО района, посещение уроков школы, изучение новых технологий в своей работе, использование различных приемов в работе с родителями ко внеклассных мероприятиях по предмету). Использование в своей работе ИКТ. Учителя постоянно проходят переподготовку в соответствии с планом РМК. В 2009-2010 учебном году прошли курсы переподготовки учителя начальных классов, учитель информатики. Наряду со всеми положительными наработками остаются нерешенные проблемы, на которые надо обратить внимание: 1. на индивидуализацию обучения учащихся; 2. на работу МО на диагностической основе, поднимаясь на уровень исследовательской деятельности; 3. изучение новых технологий и внедрение элементов этих технологий в практику; 4. на стабилизацию и повышение качества знаний учащихся, формирование ОУНН; 5. использование в своей работе компьютера и интеракгивной доски; 6. на обновление портфолио учителя; 7. участие в конкурсах районного и краевого уровня; 8. начать работу по предпрофильной подготовке, с этой целью стремиться проводить элективные курсы; 9. Использовать в работе ИКТ.
|