Тема: Признаки делимости. Простые и составные числа.
Цель: Образовательные.
• Обобщить и систематизировать знания о признаках делимости.
• Сформировать у учащихся представление о признаках делимости на 7, 11 и 23.
• Ввести понятие простых и составных чисел; ознакомить с таблицей простых
чисел.
• Добиться от учащихся самостоятельного решения поставленных задач с использованием на практике полученных знаний.
Развивающие.
• Формировать навыки познавательного логического мышления с опорой на усиление мыслительной деятельности учащихся.
• Формировать умения и навыки учебного труда (умение самостоятельно работать с компьютером).
Воспитательные.
• Формировать умение работать в группе , оказывать помощь товарищам в учении.
• Формировать добросовестное отношение к выполняемому заданию.
• Воспитывать привычки своевременного выполнения определенного задания.
• Развивать культуру речи, организацию своего рабочего места.
Оборудование: мультимедийный проектор;
интерактивная доска.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Девиз сегодняшнего урока - слова математика Карла Фридриха
Гаусса: «Математика – царица наук; теория чисел – царица
математики».
Мы с вами начнем изучать элементы теории чисел и постоянно будем убеждаться в справедливости слов Фридриха Гаусса.
- Ребята! Сегодняшний урок необычный. Мы проведём аукцион. Каждая фирма
выставила на продажу свой товар – знания, которые вы смогли добыть
самостоятельно
Я – покупатель, а вы – купцы. Ваш товар – знание и всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися.
Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы
станете состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно
хранят в самом надежном месте – в банке. Поэтому у нас тоже будут свои
банки (каждая команда получает стеклянную банку).
И валюта тоже – самая надежная, очень твердая, достаточно зеленая (зелёные жетоны). Итак, начинаем торги.
2. Актуализация знаний.
- Но прежде каждая фирма должна доказать свою «состоятельность» - право участвовать в торгах.
Задание. Заполните таблицу:
Даны числа 3906; 22; 1050; 6355; 9375; 1972; 5020. Укажите, какие из них:
Кратные 2
Кратные 10
Делятся на 5, но не делятся на 2
Кратные 3
Кратные 9
Кратные 4
Кратные 25
(Самопроверка с помощью интерактивной доски)
3. Изучение нового материала: ТОРГИ.
- Слово число по-гречески звучит так: «арифмос», поэтому наука о числе получила название «арифметика».
Что же нового узнали вы о числах?
- Признак делимости на 7;
- Признак делимости на 11;
- Признак делимости на 23;
- Физкультминутка:
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
- Простые и составные числа: (Презентация)
4. Закрепление:
- Какое название вы дали бы числам, которые имеют только два делителя: единицу и само число?
- Какое название вы бы дали числам, которые имеют больше двух делителей?
- А будет ли единица простым числом? Почему нет? Ведь она имеет только два делителя: единицу и само число?
- Будет ли единица составным числом?
- Дайте определение простого числа.
- Дайте определение составного числа.
- В первой десятке натуральных чисел укажите простые числа.
_ Для упрощения нахождения простых чисел в конце учебника на форзаце помещена таблица простых чисел.
- Из следующих чисел выпишите простые числа:
225; 227; 269; 357; 367; 416; 419; 461; 477; 509; 583.
- Из следующих чисел выпишите составные числа:
431; 437; 467; 587; 667; 677; 703; 713; 739; 899; 907.
- В таблице простых чисел на форзаце учебника синим цветом выделены
числа-близнецы - простые числа, между которыми в натуральном ряду
находится только одно число.
а) выпишите три любые пары чисел – близнецов;
б) укажите последнюю пару чисел-близнецов первой тысячи натуральных чисел.
(881 и 883)
5. Итог:
В заключении мне хочется зачитать отрывок из книги Фраемарка «Задача пришла с картины».
В бесконечном множестве натуральных чисел, так же как среди
звезд Вселенной, выделяются отдельные числа и целые их «созвездия»
удивительной красоты, числа с необыкновенными свойствами и своеобразной,
только им присущей гармонией. Надо только уметь увидеть эти числа,
заметить их свойства. Всмотритесь в натуральный ряд чисел – и вы найдете
в нем много удивительного и диковинного, забавного и серьезного,
неожиданного и курьезного. Видит тот, кто смотрит. Ведь люди и в летнюю
звездную ночь не заметят… сияние Полярной звезды, если не направят свой
взор в безоблачную высь.
- Оценки (учащиеся делят полученные «зелёненькие» соответственно вкладу
каждого в дела фирмы, а затем обменивают их на оценки по математике).
6. Дома: § 30. № 886, 891, 892 (а, в). Выучить простые числа из интервала от 1 до 20.
- Какие числа называются совершенными?
Презентации по теме урока:
Делимость 11. Компания Твист. Презентация 1. Признаки делимости на 23.
|