Эпиграф: «Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ». С.Соловейчик.
Тема: «Духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся в условия Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения».
Основной целью своей работы в этом направлении считаю предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих личностное саморазвитие, понимание самих себя, своего места в мире, других людей, а также понимание будущего, которое затронет их самих. Как учитель истории и обществознания я стремлюсь к тому, чтобы в сознании каждого ребёнка утверждалась вера в нравственные святыни нашего народа, Отечества, потому что ни во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым, ни мужественным. Пять лет в школе я руковожу работой творческого объединения «Память», являюсь директором межшкольного историко-краеведческого музея. В рамках программы «Я - гражданин России» отражено основное направление моей работы. (Программа утверждена Педагогическим советом школы №2 от 5.12.2007 года на период до 2012 года) Поисково-творческой лабораторией, ведущей учащихся по пути приобщения их к исследовательской деятельности стал музей. Работа в музее имеет значительно больше возможностей по сравнению с уроком, создаёт условия для более полной реализации их потенциала за счёт работы в архивах, библиотеках. За четверть века существования музея собран богатейший материал, оформлено 5 залов: зал природы, революционной славы, зал Боевой славы, крестьянская изба, советской истории, богатейшая библиотека. В Тогульском музее наглядно представлена богатая природа района, имеется коллекция вымерших животных четвертичного периода: бивни мамонта, останки шерстистого носорога, рога большого оленя и другие части тела животных, которые были найдены на территории района. Интерес к находкам был и остаётся великим. Мной выработаны наиболее эффективные формы и методы музейной работы: экспозиция музейная - «Флора и фауна Алтая в четвертичный период», «Тогул в годы Великой Отечественной войны», «Тогул в годы Гражданской войны», «Крестьянская утварь конца XIX - первой половины XX века», «Русская изба», «Знаменитые люди села»; музейные выставки: например, «Жизнь молодежи села в 50-60-е годы 20 века, «Святой» угол крестьянского дома», выставка «Фотография военных лет рассказала», «Памяти героя-земляка Петра Круглова», «Герои необъявленной войны»; «Душа и руки создают шедевры», тематические лекции, экскурсионная работа. Экскурсия, во-первых, способствует более глубокому усвоению материала, связанного с историческими событиями, расширяет и углубляет знания учащихся; во-вторых, даёт возможность больше внимания уделить краеведческому материалу; в-третьих, формирует историческую память ребят о прошлом своего народа. Тематика экскурсий выстраивается в целостную систему / исходя из принципа преемственности по классам/.Организуем экскурсии в краеведческие музеи Бийска, Барнаула, Сростки, поездки в Горный Алтай, изучаем красоты своего района. Традицией стало проведение выставок прикладного искусства, выставок детского рисунка, выставок картин местных художников, мастер - классы «Им подвластно волшебство». Сознание детей отмечено известной противоречивостью. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетаются со стремлением критически осмыслить опыт старших. Следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации. В музее таким бесспорным документом является подлинник - первоисточник познания / письма с фронта, награды героев, исторические документы и особой ценности экспонаты./ Посредством краеведческой работы предоставляю ребёнку информацию во время организованных встреч с интересными людьми: ветеранами и детьми войны, героями афганской войны, творческими личностями нашего села, первоцелинниками. Воспитательный потенциал таких встреч со свидетелями исторических событий очень значим. Велико и эмоциональное воздействие. Например, слушая рассказы очевидцев событий Отечественной войны, – людей, которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним – дети как бы прикасаются к истории, становятся её частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, которых с каждым годом становится всё меньше, а знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч, необходимо передать будущим поколениям. С этой целью продолжаем работу над созданием рукописной Книги памяти, оформляем видеотеку с воспоминаниями оставшихся ветеранов войны, слайдовые презентации. На основе своих установок, своего понимания мира, добавляя новые знания, ребёнок определяет, что хорошо, а что плохо, выстраивается собственная оценка событий. Дети учатся слушать, сопереживать. Главная ценность человека заключается в его уникальности, которая тесно связана с проблемой творчества. А творчество - это новый взгляд, новый подход, новое решение. Музейные реликвии - своеобразные живые «голоса истории», которые помогают ученикам ощутить эпоху, производят на них большое впечатление. Эмоциональный характер музейной информации способствует формированию отзывчивости и острой восприимчивости. Эти качества являются благодатной основой для выработки нравственных норм. При посещении экскурсий, тематических мероприятий в музее ребёнок расширяет и углубляет знания на основе знакомства с местными документальными свидетельствами. Тематика мероприятий также разнообразна: «Прикоснись к реликвиям», «Я причастен к России», «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя Мать!», пресс-конференция «Честь имею». Дети получают новые знания при помощи «исследовательского метода», делают обобщения, опираясь на конкретный музейный материал. Всё это развивает познавательную активность учащихся. У учащихся вырабатываются потребности и навыки самостоятельного приобретения знаний, активного овладения ими. Это творческие исследовательские работы, рефераты, например: «Деловые люди нашего села», «Учителя нашего района на фронте и в тылу», «Памятники и памятные места нашего района», «Народные промыслы. Ткачество», «Страницы летописи моей школы», «Я выбираю будущее». С такими работами старшеклассники выходят на итоговую аттестацию, на районные и краевые конкурсы. Ещё много тайн хранит наш район - естественно- географические, геологические и исторические. Они ждут своих исследователей, которые имеют возможность пополнить коллекции и дать фактический материал для размышления и обоснования. У младших школьников, в большей степени, проявляется сострадание к старости, появляется желание помочь. В школе созданы шефские бригады, которые оказывают посильную помощь нуждающимся ветеранам. Разносторонняя внеклассная деятельность гармонично сочетает занятия по интересам для развития творческого начала личности и общественную деятельность для совершенствования навыков общения в коллективе. Работая в этом направлении, я вижу, как раскрывается творческий потенциал многих ребят, растет самооценка и их авторитет. Главное, я считаю, воспитать детей так, чтобы они смотрели на мир добрыми глазами, умели беречь жизнь во всех её проявлениях. Только тогда они, возмужав и прозрев умом и сердцем, станут настоящими людьми, обретут нужный социальный опыт, станут увереннее, мобильнее, самостоятельнее.
|