Самобобшение опыта педагогической деятельности учителя истории и права МОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа» Питкевич Л.П.
Образование высшее, квалификационная категория - высшая. Окончила Алтайский Государственный Университет в 1983 году, полученная специальность и квалификация - историк, преподаватель истории и обществоведения. Стаж педагогической работы по специальности- 30 лет. Награждена районными и краевыми грамотами, знаком «Почётный работник просвещения». Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. Качественные изменения коснулись преподавания предмета «история». Широкие образовательные ресурсы дают возможность повысить интерес учащихся к предмету. Образование для меня - это системная структура. Анализ её элементов, способов и форм взаимодействия, определение особенностей каждого элемента системы позволяет мне более точно планировать педагогический результат и эффективно управлять процессом движения к нему. Применяя новые технологии, я не забываю традиции, старые, проверенные годами и опытом приемы, методы и принципы обучения, которыми гордится Российская педагогическая наука. В своей деятельности помогаю учащимся овладевать познавательным инструментарием истории, приёмами критического анализа различных источников информации ( архив, музей, библиотека, интервью с живыми свидетелями событий, подходами к событиям с позиции историзма, навыками оценочной деятельности). Активизирую работу учащихся в процессе совместной познавательной, исследовательской, поисковой, творческой деятельности. Активно внедряю принципы развивающего обучения, направленные па развитие личности, формирование у учащихся активного подхода к процессу обучения, а именно: умения самостоятельно работать с учебным материалом и приобретение собственного опыта творческой деятельности, формирование целостного представления о мире, о месте и роли истории в системе наук. успешность и результативность деятельности на каждом этапе урока. развитие вариативного мышления, способность к систематическому выбору оптимального варианта, создание в ученическом коллективе психосферы, которая обеспечивает каждому ученику психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень ученического труда, снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, создание условий для развития ученика: школьной, социальной адаптации, жизненной защищенности. Обучение для меня - это активный процесс взаимодействия с учащимися, который стараюсь организовать так, чтобы: - он полностью удовлетворял потребностям учащихся; - доминирующими мотивами были мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развитие себя как гармонически развитой и социально зрелой личности. Главной задачей в учении для себя считаю не только вооружить школьников историческими знаниями, по и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать. Для этого строю уроки так. чтобы: - включить каждого ученика в процесс учебной деятельности( с учетом своеобразия психики и личности, его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности); - постепенно осуществлять переход от простых знаний к более сложным: постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя; включать в сферу познавательной деятельности учащихся всё разнообразие содержащихся в предаете знаний ( учебники, карты, исторические документы, фотодокументы, статистические данные, справочники и научно- популярную литературу, материалы периодической печати, Интернет). На своих уроках для мотивации познавательной деятельности стараюсь максимально привлечь детей, чтобы они сами принимали участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели .задаваемые мной, становились их собственными , личными целями. Включаю учеников в активную, творческую работу, использую при этом разнообразные формы познавательной деятельности: - индивидуальную, - фронтальную; - групповую; - парную; - самостоятельную. Стимулируя учебную познавательную деятельность, использую различные методы: - познавательной игры: - учебной дискуссии: - поощрения: - создание ситуации успеха; - стимулирование долга и ответственности: - создание ситуации новизны: - формирование положительных эмоций. В зависимости от дидактических целей процесса обучения использую: - уроки усвоения новых знаний; - уроки опенки и коррекции новых знаний, навыков, умений: - урок игры; - комбинированные уроки: - семинары; - уроки- лекции; - зачёты в старших классах; - урок-конкурс, - «круглый стол». Стараюсь разнообразить каждый этап урока. Для этого использую игровые моменты с малышами и старшими школьниками, опорные сигналы, логические схемы, проблемно - поисковые . проблемные, проектные , аналитические задания. На этапе проверки знаний использую: - взаимоопрос, - «блиц -турнир», - «снежный ком». - опрос по цепочке. - раздаточный иллюстративный материaл, - хронологические, понятийные диктанты. Чтобы объективнее создать представление об усвоении пройденной темы использую двух, трёхуровневые тесты. Это удачный и удобный вид контроля знаний. Тем самым снимаю проблему накопляемости оценок, систематизирую контроль и активизирую работу учащихся. При изучении нового материала использую: - проблемные диалоги. - театрализацию. - видеоматериалы, - доклады учащихся. - работа с карлой, - работа с исторической картиной. Развивающее обучение даст возможность мне иметь реальные положительные результаты, раскрывается каждый ученик, достигается триединая задача урока. В ходе учебных занятий у детей возникает потребность оценивать результат, вырабатываются рефлексивные умения: оценка, взаимооценка, самооценка в парах, в группах, через распределение функций, работа команды в игре и вклад каждого ученика в игру. Использую в своей работе элементы таких прогрессивных подходов к организации учебного процесса, как модульное обучение и рейтинговая технология. Задания школьного курса носят творческий и проверочный характер по конкретной теме. Учащиеся знают и о заданиях, и об оценивании заранее. Это даёт возможность им самостоятельно выбрать и спланировать свою деятельность, исходя из личных предпочтений. Использую например такие творческие задания, как: «Моё генеалогическое древо», «Вещь , .передающаяся по наследству», «Исследование текста исторического источника». « Составление собственного толкового словаря», «Исследование в межшкольном музее « (описание жилища, обряды и праздники, сельскохозяйственные работы), «придумывание загадок». Домашнее задание это особый этап. Даю задания только те, с которыми могут справиться дети , т.е . дифференцированно. Это и заполнение пропусков в тексте, и составление таблиц, схем, кроссвордов, написание эссе на заданную тему, поделка макетов (жилище, орудия труда, замок). Все эти приёмы я использую для того, чтобы полнее и многограннее раскрыть способности ребёнка. Разрабатываю тематическое и поурочное планирование, подбираю и группирую вопросы разного уровня сложности по конкретной теме. Для детей, имеющих справки ПМПК, использую программу восьмого вида. Организую дополнительную работу с наиболее одарёнными детьми, увлекающимися историей. Руковожу работой краеведческого кружка «Память». Главной целью в этой деятельности считаю возможность приобщить школьников к научно - исследовательской работе. Добиваюсь выполнения следующих задач : - выработка практических навыков у учащихся по сбору местного краеведческого материала; - выявление и обработка семейных реликвий, текстовых и других документальных материалов; - написание собственной истории семьи на фоне истории страны: - активизация творческой самостоятельной деятельности учащихся: - приобщение детей к героическим страницам истории родного села. Постоянно сотрудничаю с межшкольным музеем и архивом. Учу детей пользоваться местными историческими документами, записывать и оформлять воспоминания очевидцев событий, односельчан. Результаты кружковой работы оформлены в виде альбома. Это совместная деятельность детей, родителей и учителя. Члены кружка выходят на экзамены с подготовленными рефератами по краеведению, истории села и района. Например: « Тогульский район в годы целины», «История образования в Тогульском районе», «Тогул в годы Великой Отечественной войны». «Гражданская война в Тогульском районе « и другие. Накопленный дополнительный материал, собственные наработки по предмету систематизирую. Мои труды не проходят даром. Успеваемость по предмету - 100%. Результаты экзаменов- 87% на «4» и «5» . 80% учащихся приняли участие в школьной олимпиаде. В районной олимпиаде по праву стали победителями в 2007 году Титов Юра и Джиоев Сослан, Масютин Алёша принял участие в районной олимпиаде по истории. Прослеживается рост качества знаний по предмету по сравнению с прошлым годом с 60% до 64%. Активное участие принимаю в работе школьного и районного методических объединений учителей истории и обществознания. Систематически посещаю районные семинары. Выступаю с сообщениями из опыта своей работы перед коллегами на педагогических советах школы, на методобъедннениях, даю открытые уроки. В школе обобщён опыт моей работы по различным темам :например: «Технические средства на уроках истории», «Дифференцированный подход к обучению истории» и др. Посещаю уроки учителей - предметников с целью обмена опытом работы. Являюсь членом районной экспертной группы по истории. Курсы повышения квалификации пройдены в 2004 году по теме «Современные тенденции в формировании содержания и методики преподавания предметов социогуманитарного цикла». Использую современные образовательные технологии, в том числе, информационно- коммуникационные, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Постоянно являюсь классным руководителем. Для успешной воспитательной работы поддерживаю тесный контакт с родителями учащихся. В классе благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества, толерантности, взаимопомощи. Организовано и действует самоуправление. Ребята принимают активное участие в жизни образовательного учреждения, в районных конкурсах.
|