Сведения
Меню сайта
Портал государственных услуг Российской Федерации

Официальные сайты
Сайт президента России
Министерство просвещения Российской Федерации
Официальный сайт органов власти Алтайского края
Администрация Тогульского района
Комитет по образованию администрации Тогульского района
Алтай Молодой
Министерство образования и науки Алтайского края

Главная » Файлы » Родительский лекторий

Трудовое воспитание в семье и школе.
02.12.2017, 15:44

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.
Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания - процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Профессор Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «Простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в психологии и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет человека на 2 разные жизни: до этой операции он был неумеющим человеком, после нее стал умеющим человеком». На основании многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным моментом, определяющим появление любви к труду — трудолюбия как неотъемлемого качества личности, является успех. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность в труде. С этого момента он работает потому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.
Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер. A.C. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек». Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.

Под группой «привычек» он подразумевал санитарно-гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, наконец, трудовые привычки, т.е. привычное положительное отношение к любому трудовому усилию.
Между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это уж не такие сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Дело не в этом. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни - я почищу картошку». Именно с бытового труда начинается трудовое воспитание. Привычка, умение что-то делать своими руками, пригодятся ему в любой профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряжения. Мы должны приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, благороден. Не внушив этого нашим детям, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется в семье и в коллективе. Был случай в одном классе. Во время уборки одна ученица расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки тряпку. Девочка сначала брезгливо приподняла ее с пола, потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется убирать грязь, вызывал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее белоручкой, маменькиной дочкой, она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Девочка привыкла к тому, что в комнате всегда чисто, постель, которую она утром оставляет разобранной, постелена, пища приготовлена, ее одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба - ее обязанность. Это она хорошо усвоила. Ей и в голову не придет сказать матери: «Отдохни, я сама вымою посуду». «Да», — огорченно соглашается мать, черствая растет она у меня.
 Вернемся снова к привычкам, которые согласно известной поговорке являются второй натурой человека. Пожалуй, воспитание привычки к труду — самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.
Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь - получилось! Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания.
Он радуется и, сияя, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивлением смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научились что-то делать.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазин, стряпня и прочие дела, не перечислишь, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться, хотя сфера общественных услуг постоянно расширяется.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество — ответственность. Конечно, мама гораздо быстрее подметет пол, вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. С каждым днем она будет делать лучше и тщательнее. Она гордится своими умениями. Она очень ревниво относится к тому, если кто-нибудь из домашних вдруг начинает вытирать пыль или поливать цветы, возмущается: «Но это же мои дела». Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться. Как странно бывает наблюдать в походе за мальчиками, которые не могут очистить луковицу. Плохую услугу оказали мамы своим сыновьям, заботливо оберегая их от домашних обязанностей.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность — учебу.
Трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают определенный отпечаток на все его действия. Кстати, слово «отпечаток» в переводе с греческого означает характер. Стало быть, совокупность привычек совместно с другими психическими свойствами и чертами личности и составляют характер. Недаром же говорят: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».
Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, - нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Говоря о мотивах детских поступков, хочется заметить, что нередко похвала, награда являются стимулом для выполнения той или иной их деятельности. Если ты сделаешь то-то и то-то, я тебе разрешу пойти в кино. Сходи в магазин за картошкой - получишь на мороженое. Реальная награда служит сильнодействующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнять поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение.
Могут ли такие методы помочь трудовому воспитанию? И да, и нет. На первых порах, наверное, могут. Так или иначе, ребенок получает определенные трудовые навыки, привыкнув выполнять домашнюю работу. Однако впоследствии поощрения и награда становятся для него самоцелью. И это уже плохо.
- Вот ведь какой дотошный у меня. Я ему твержу: «Славик, иди играй». Так нет, можно включить пылесос, можно помою чашку, можно нарежу хлеб. И так бесконечно. До чего же трудные современные дети. Ничем их не удивишь, ни игрушками, ни развлечениями. Уж и не знаешь, чем занять.
Ну что ж плохого в том, что он хочет вам помочь. Радоваться надо этому, поощрять такое желание.
У Матвея 4 сына, погодки от 10 до 14 лет. Загорелые, крепкие, коренастые, как грибы боровики, они удивительно похожи между собой. Матвей гордится своими ребятами и любит хвастать: «Работящие у меня пацаны — мой корень!». В деревне его не любят в основном за жадность да еще за лихое нахальство. Ребята его целое лето в лесу промышляют. Запасать грибы, ягоды, орехи — их забота.
— Батя, гляди-ка, брусники нынче сколько намочим, гордится младший Мишка, — больше, чем в прошлом году. На рынок можно свезти.
— Молодец, сынок, хозяином станешь, — умиляется отец.
— Хозяйство-то — оно работу любит.
— А чего, батя, нас не любят?
— Кто?
— Да люди.
— Люди. А ты не обращай на них внимания. Каждый-то норовит себе кусок пожирнее отхватить. А как промахнулся — досадует. Работать-то никто не любит, все хотят так.
Всему Матвей обучил своих сыновей — и плотничать, и рыбачить. Научил трудиться. Это хорошо. Но ведь труд и нравственность неразделимы. Любит Матвей преподать сыновьям житейскую мудрость: «Труд, он лежебок не любит. Тогда лишь кусок хлеба сладким кажется, когда его собственным горбом заработаешь. Ну а уж если заработал — не делись ни с кем, дорогой он слишком, коли потом твоим полит.
«Своя рубашка ближе к телу» - вот какой смысл вкладывает Матвей в воспитание своих детей, которые успели многому научиться, успели полюбить труд. Но мотивы их труда эгоистичны: только для себя, для своего дома.  
Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе ее толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала. День был тяжелый.
«Боже мой!» — думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Сережи в классе праздник, ему надо подготовить нарядную одежду. На ужин что-то приготовить, пирог испечь».
Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Сережин шепот: «Пришла».
— Что они еще там затеяли, — думает она.
— Давай сумки! — Сережа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ним и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая. На газовой плите булькает ее любимый гороховый суп.
— Пойдем в комнату, — тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе — букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке — подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Сережина чистая форма висит на стуле. Ее усталость и раздражение, как рукой сняло:
— Откуда вы знали, что нужно было делать?
— Секрет фирмы, — поспешно заявляет Сережа, делая Тане предостерегающий знак.
— Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?
Поздним вечером, когда дети уже спят, она тихонько входит к ним, нагибается над кроватью дочери и осторожно просовывает под подушку сверток — подарок ко дню рождения. Из-под подушки падает какая-то бумажка. Листок из блокнота.
— Что такое, — думает она. — Мой почерк.
На листке по пунктам перечислено, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка.
— Секрет фирмы, — улыбается она. — Добрые вы мои телепаты.
Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим — вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.
Люди, сочетающие в себе эти качества - счастливейшие люди. Потому что нет, наверное, большей радости, чем доставлять радость другим.
Такие не пройдут мимо чужого горя, выручат попавшего в беду, они бескорыстны. Их действия продиктованы внутренней потребностью делать добро.
Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех — словесные увещевания. Французский писатель Ренар справедливо отметил: «Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться». Не словесные увещевания, а организация жизни ребенка должна быть главным методом воспитания.
Не упускайте момента. Пройдет еще несколько лет и вы не дождетесь такого нужного и важного для матери «отдохни, я все сделаю сам». Будете удивляться, обижаться, почему такой невнимательный. А чему удивляться? Он будет думать, что мир устроен таким образом: маме полагается все делать самой по дому, а ему полагается развлекаться, заниматься своими делами.
Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка. Когда так можно сказать о ваших детях - это не только приятно. Расценивайте это как свою радостную победу, педагогическое достижение. Далеко не все папы и мамы могут похвастаться, что воспитали в своих детях это качество.
Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно - вложил в это определение глубочайший смысл.
слайд
Надо. Еще как. Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.
слайд
Трудно. Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.
слайд
Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость тому, кто любит труд.
Терешина Людмила Александровна:
Готовясь к родительскому собранию, мы провели анкетирование среди обучающихся 3-9 классов. Прошу вас обратить внимание на результат.  На вопросы
получены следующие ответы
После анализа анкет
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть  посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.
      Уважаемые родители , вам предложено рассмотреть некоторые ситуации, связанные с трудом ваших детей.
Ситуация первая.
 Перед уходом на работу мать попросила  Валю вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась,  увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание?
Ситуация вторая.
Мать поручила шестикласснику  Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел из дому и вернулся поздним вечером.
Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в данной ситуации?
Ситуация третья
Дочь семиклассница, выслушав просьбу матери убраться дома, пренебрежительно ответила:-
Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить. До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В 5 классе, когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей. Дома все делали для нее за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду. Проанализируйте данную ситуацию
Ситуация четвёртая
Сыну восьмикласснику было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с одноклассниками,  он забыл обо всем на свете. Родители,  вернулись  домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители ругались, мать плакала, сын из комнаты так и вышел. Предложите вариант .
Ситуация для учителей
Ученик был сегодня дежурным по классу .Классный руководитель весь день ему об этом напоминал: намочи тряпку, вымой доску и т.д. В конце дня мальчик молча убежал, не исполнив обязанности дежурного. Как вы вышли бы из данной ситуации? Предложите варианты. А что бы на месте учителя сделали родители?

 

Категория: Родительский лекторий | Добавил: Admin
Просмотров: 316 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Категории раздела
Сетевой город. Образование
Рекомендации по работе в сети Интернет
Страница заместителя директора по учебно -воспитательной работе.
Школьная газета "Большая перемена".
Родительский лекторий
Домашние задания
Волонтёрский отряд "Юность".
Актуально
Организационный комитет по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

В Алтайском крае утвержден план юбилейных мероприятий, посвященных 90-летию со дня рождения Василия Шукшина

В Алтайском крае утвердили программу мероприятий к 100-летию со дня рождения Михаила Калашникова

«Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

Вредный контент

персональныеданные.дети

Школьная Баскетбольная Лига

Телефон доверия
Информация о едином общероссийском детском телефоне доверия
Единый реестр
ЕДИНЫЙ РЕЕСТР
ГИА9

Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
Температура
hotline temp
Полезные ссылки
Контроль и надзор в сфере образования Алтайского края
Счастливое детство в семье!
Федеральный портал "Российское образование"
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Всероссийский Интернет-педсовет
Сеть творческих учителей
Сообщество взаимопомощи учителей
Сетевое объединение методистов
Учительский портал! - более 9000 разработок для учителя
Разработки учителей
9 декабря - День Героев Отечества. [12.12.2019]
Countries and their flags. [04.12.2018]
Flags Of different countries. [04.12.2018]
Flags [04.12.2018]
Неделя математики. [06.02.2018]
The land is in danger [06.01.2018]
Flags. [30.11.2017]
My favorite pet. [30.11.2017]
My pet. [30.11.2017]
Superstitions. [27.11.2017]
Облако фоток
Погода в Тогуле
Яндекс.Погода
Опрос
Помог ли вам наш сайт?
Всего ответов: 92
Конкурсы сайтов
конкурс сайтов
статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Информационно-образовательный портал
Тогульской основной общеобразовательной школы.
659450 Алтайский край, Тогульский район, с. Тогул, ул. Первомайская, 1 тел.: +7 (38597) 22-7-79
При копировании материалов, ссылка на сайт обязательна.

Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика
Бесплатный анализ сайта
Хостинг от uCoz
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральный институт педагогических измерений Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования» Российское образование. Федеральный образовательный портал